В старину существовали разные типы сарафанов. «Косоклинным распашным» называли сарафан, шитый из косых клиньев, вставленных по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди. Сзади размещение косых клиньев происходило с обеих сторон от одного центрального полотнища на спине. Застежка у такого сарафана была спереди на пуговицах, а широкие лямки позволяли ему держаться на плечах. Другая модель сарафана, получившая название «круглого» или «прямого», была предельно проста. Для его шитья использовали прямые полотнища, собранные на груди под обшивку. Застёжки у него не было, а держался он тоже с помощью лямок.
В качестве украшений сарафанов из нарядных шёлковых тканей использовался золотный галун (разновидности такой тесьмы, как золотая, серебряная или мишурная), позолоченные и серебряные пуговицы вдоль шва, выполнявшие декоративную функцию, металлическое кружево. С этими сарафанами носили белые рубашки из тонкого льняного батиста и кисеи, и расшивали сарафаны нитками белого цвета популярным в те времена тамбурным швом.
Наиболее доступным и основным способом украшения сарафанов являлась вышивка, владели которой все женщины. Для изготовления сарафанов в XIX – начале XX века использовались домотканые материалы – лен, шерсть, в качестве украшения — набивные, вышитые, тканые узоры. Широко распространены были изделия из гладкоокрашенных тканей синего и красного цветов. Набивные ткани, пёстрые клетчатые домотканые «пестряди» использовались для изготовления так называемых «кубовых» сарафанов. С ними носили холщёвые льняные рубахи, а украшениями служили вышивка, пёстрые ленты, полоски узорного ситца.
В наше время сарафаны носят не только с рубашками, но и отдельно. Более комфортную и красивую одежду для летнего зноя трудно найти. Хорошо сочетаются сарафаны и с водолазками.